понедельник, 3 января 2011 г.

На пути к посадочной полосе 1988 года


Моя статья из стенгазеты "Стрела", органа руководства, партийной, профсоюзной и комсомольской организаций ЛИИ им. М.М. Громова, в ноябре 1988 года (г. Жуковский, Московской обл., СССР).
15 ноября 1988 года в 9 часов 25 минут московского времени орбитальный корабль Буран, выполнив двухвитковый полет по орбите вокруг Земли, приземлился на посадочную полосу космодрома Байконур. (Из сообщения ТАСС от 15 ноября 1988г.)
Но только через десять минут после посадки, после окончания ВСИ (так сокращенно именуется операция выключения систем изделия) руководитель региональной группы управления полетом (РГУП), Андрей Арсенович Манучаров поздравил боевой расчет посадочного комплекса и коллектив группы управления с большой победой отечественной авиа­ционной и космической науки и техники, которая неотвратимо должна была привести и, в конце концов, привела к созданию воздушно-космического самолета Буран и блестящему осуществлению этого полета.
Заслуженный летчик-испытатель СССР, заместитель начальника Летно-исследовательского института (ЛИИ) Андрей Арсенович Манучаров, поднимаясь со своего рабочего места в главном зале управления объединенного командно-диспетчерского пункта после завершения полета, не смог сдержать неожиданно высту­пивших слез на его лице. Ведь этому событию предшествовали десять лет напряженной и плодотворной работы по организации теоретических и экспериментальных летных исследований, проведенных в ЛИИ и на ряде других предприятий отрасли. К результатам этой работы следует отнести создание специальных летающих лабораторий для отработки систем управления и автоматической посадки орбитального корабля, создание мощного наземного комплекса, включающего в себя аналоги радиомаячных систем навигации и посадки, специальные средства внешнетраекторных и телеметрических измерений, средства сбора, обработки и отображения измерительной информации в реальном времени, органи­зацию пункта управления летными экспериментами на базе современных средств информационно-вычислительной техники.
Не менее важным итогом этой работы явилось создание в ЛИИ специального испытательного подразделения, а также отряда летчи­ков-испытателей, подготовленных для пилотируемых полетов на косми­ческих кораблях, двое из них, Игорь Петрович Волк и Анатолий Семе­нович Левченко успешно совершили также полеты на космических кораблях Союз-Т и орбитальных станциях Салют и Мир в качестве космонавтов-исследователей.
Летчиками-испытателями отряда выполнены более тысячи полетов на самолетах-лабораториях по исследованию алгоритмов предпосадоч­ного маневрирования и посадки, отработке наземных комплексов и бортовой аппаратуры, В этих полетах проверялись концепции контроля траектории движения воздушно-космических аппаратов с наземных пунктов управления на этапах спуска и посадки, отрабатывались бортовые комплексы управления автоматической посадкой.
И, наконец, космическому полету орбитального корабля Буран предшествовали так называемые горизонтальные летные испытания, в которых полноразмерный аналог орбитального корабля, снабженный дополнительными авиационными двигателями, совершил более двадцати автоматических посадок на посадочную полосу аэродрома ЛИИ.
Богатый опыт испытательной работы, организаторские способности и талант руководителя наиболее ярко проявились у Андрея Арсеновича на заключительных этапах подготовки и отработки посадочного комп­лекса на космодроме Байконур и организации там региональной группы управления полетом (РГУП).
Сейчас признано, что самым сложным в этом полете, неопробо­ванном в летных испытаниях ранее, было осуществление автоматичес­кого управления полетом орбитального корабля, начиная от входа в атмосферу с первой космической скоростью, и кончая автоматическим приземлением и пробегом его вдоль ВПП, вплоть до остановки и выклю­чения систем. Как уже отмечалось в печати, этот предельно динамич­ный процесс был реализован с отклонением от программы полета по времени в одну секунду и отклонением корабля от оси взлетно-поса­дочной полосы на 1,5м. После выхода из плазмы, с высоты примерно 40км и при удалении от взлетно-посадочной полосы около 400км управление Бураном осуществлялось во взаимодействии его бортовых систем с наземными радиотехническими средствами навигации, посадки и управления воздушным движением.
Для обеспечения привода и посадки орбитального корабля рядом научных и производственных коллективов Минрадиопрома, под руковод­ством Генерального конструктора, доктора технических наук Геннадия Николаевича Громова был создан сложный комплекс наземных радиоэлек­тронных средств, включающий в себя современные трассовые и аэрод­ромные радиолокаторы, средства отображения и автоматизации обра­ботки радиолокационной информации, оригинальные высокоточные навигационные и посадочные радиосистемы.
Отработка этого комплекса выполнялась на специальных самоле­тах-лабораториях типа ТУ-134, входящих в состав РЭС посадочного комплекса и выпол-
нивших на посадочном комплексе несколько сотен полетов.
И, наконец, 28 декабря 1987года на посадочном комплексе космодрома Байконур была выполнена первая автоматическая посадка самолета-лаборатории ТУ-154Б по штатной траектории орбитального корабля. Самолет пилотировал летчик-испытатель ЛИИ, космонавт--исследователь Александр Владимирович Щукин. Опыт первых автома­тических посадок на летающих лабораториях ЛИИ обнаружил недоста­точность отработки радиоэлектронных средств посадочного комплекса с помощью летающих лабораторий ТУ-134, которые в ручном режиме управления не могли имитировать штатные траектории орбитального корабля. Поэтому на конечном этапе подготовки к работе посадочного комплекса осуществлялась комплексная отработка радиоэлектронных средств на самолетах-лабораториях ЛИИ ТУ-154Б и МИГ-25. В процессе летных испытаний на самолете ТУ-154Б были успешно решены вопросы повышения качества работы радиоэлектронных средств в условиях реального посадочного комплекса, включая вопросы электромагнитной совмести­мости РЭС, вопросы взаимодействия микроволновой системы посадки с подстилающей поверхностью, взаимодействия бортовых систем с поверхностью взлетно-посадочной полосы.
Для повышения качества работы радиомаячной системы посадки, по результатам отработки ее на летающих лабораториях ЛИИ, были разработаны и внедрены на радиомаяках специальные корректирующие экраны. Для повышения качества функционирования бортовой аппаратуры внедрены методики предварительной отработки ее на специальном стенде полунатурного моделирования.
На летающих лабораториях ТУ-154Б, оборудованных системой управления орбитального корабля, на посадочном комплексе космодрома Байконур было выполнено более 50 автоматических посадок, подтвердивших высокую точность и стабильность радиомаячной системы и готовность ее к приему на полосу орбитального корабля Буран.
Успешному завершению первого космического полета орбитального корабля Буран способствовала четкая и слаженная работа региональной группы управления полетом (РГУП), возглавляемой А.А.Манучаровым и А.И.Коротковым.
В составе РГУП действовали группа анализа телеметрической информации под руководством инженера Валентины Васильевны Мишиной и группа руководства полетами, которой руководил заместитель начальника летно-испытательного центра ЛИИ Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Валентин Петрович Васин.
Группа анализа своевременно обеспечивала руководство РГУП информацией о параметрах движения орбитального корабля, о состоя­нии и качестве работы его бортовых систем.
Группа руководства полетами реализовала четкое управление полетами самолета сопровождения и телевизионного наблюдения, полетами летающих лабораторий на этапах отработки и боевой работы комплекса, организовала надежное взаимодействие РГУП с основным и запасными аэродромами.
В процессе подготовки РГУП были организованы специальные тренировки личного состава РГУП, сопровождаемые полетами на самолетах ТУ-154 и МИГ-25 в качестве имитаторов орбитального корабля, самолетов сопровождения и телевизионного наблюдения. В этих тренировках отрабатывались вопросы совершенствования рабочих мест, действия операторов, штурманов наведения, руководителей по­летов и других участников РГУП, а также методы встречи и сопровождения орбитального корабля самолетом сопровождения.
Четкой и слаженной работе многочисленного коллектива РГУП безусловно способствовали личные и деловые качества ее руководи­теля Андрея Арсеновича Манучарова, такие, как глубокие знания и большой опыт организации и руководства испытаниями авиационной техники, смелость и решительность при необходимости принятия в нужный момент ответственных решений.
Своевременная и качественная подготовка РГУП, а также летных и технических экипажей самолетов сопровождения ЛИИ позво­лили осуществить оперативное и надежное управление процессами приема на посадочный комплекс первого орбитального корабля Буран, совершившего первый в истории авиации и космонавтики полностью автоматический полет, включая предпосадочные маневрирования и посадку на посадочную полосу космодрома Байконур.
         В заключение следует отметить, что успешному завершению первого космического полета орбитального корабля Буран в значительной степени способствовал самоотверженный труд комплексной испытательной бригады ЛИИ,  руководимой Ю.Н. Соповым, труд летчиков-испытателей, руководителей полетами, научных работников, инженеров и техников всех специальностей, всех специалистов-испытателей, привнесших в работу космодрома Байконур ценнейший многолетний опыт отработки, испытаний и внедрения сложнейших авиационных комплексов.     
                                                                                      
Филиппов А.Д.
Начальник лаборатории ЛИИ,
кандидат технических наук,
старший научный сотрудник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий